Люди, которые нас окружают, разные — общение с ними может выстраиваться по разным сценариям. Некоторые люди без проблем могут начать разговор с незнакомым человеком в транспорте, на улице или в любой другой ситуации, а другие же — и пары слов не могут друг с другом связать даже во время беседы со своими близкими знакомыми по причине т.н. повышенной тревожности. Для таких людей отличным вариантом для налаживания коммуникации станет специальный метод ФОРДА (или FORD в английском языке). Метод позволяет значительно упростить момент старта диалога за счёт использования в нём стандартных и универсальных тематик.
Метод ФОРДА — что это такое?
Как правило, общение с другими людьми, особенно в самом его начале, является неформальным разговором, который обычно касается малозначимых, общих и достаточно стандартных вещей. Обычно на разных мероприятиях профессионального или социального плана люди просто обмениваются «любезностями» и мнениями о разных ситуациях, случаях, темах. Самым сложным тут, пожалуй, является выбор конкретной темы, чтобы начать разговор и наладить контакт с визави.
Именно в этом и помогает метод под названием FORD, аббревиатура которого указывает напрямую на 4 основные универсальные темы, которые могут стать началом любого разговора с любым человеком.
Расшифровывается FORD так:
- Family — семья.
- Occupation — профессия или окружение, сфера деятельности.
- Recreation — отдых или времяпровождение, досуг, хобби, увлечения.
- Dreams — мечты и стремления.
Если на старте общения с новыми собеседниками вы понимаете, что говорить не о чем, то просто вспоминайте про предложенный выше метод. Это рабочий инструмент, многократно и в разных ситуациях проверенный. Важно понимать, что метод не является догмой и тупым следованием предлагаемой формуле, это просто механика для освежения собственной памяти, настройки себя на позитивный лад в общении.
Не стоит судорожно «шевелить мозгами», выбирая из указанных в методе тем конкретный вариант, подберите просто ту тематику, которая максимально подходит в конкретной ситуации. С учётом конкретного контекста гораздо легче сориентироваться по факту обстановки, человека и окружения.
Давайте рассмотрим пример — вы на рабочей конференции с коллегами из смежных отделов или других компаний, работающих в аналогичном вашему направлении. Естественно, будет странновато, если вы начнёте обсуждать моменты, которые связаны с мечтами или семейными вопросами, согласны? А вот если вы на совместном ужине или корпоративе, где присутствуют и члены семей коллег, то тема семьи или досуга будет вполне себе актуальной.
Уместные вопросы — о чём можно говорить и спрашивать?
Поговорим об уместности вопросов, которые стоит обсуждать во время беседы с использованием этого метода.
Тема семьи (Family):
- «есть ли у вас брат или сестра?». При дальнейшем развитии темы достаточно уместно будет задать дальнейшие вопросы «в тему»: «Как у вас получается с ними ладить?», «А встречаться часто получается?», «Как у них дела?». Уместными подобные вопросы будут при достаточно близком знакомстве с визави, знакомстве или общении с его родными и близкими лично, неоднократном упоминании собеседником своих родственников в разговоре с вами;
- «где живёте? Удобно на работу (в центр, на дачу, на отдых) добираться?»;
- «сколько лет детям? Чем занимаются?».
Сфера деятельности (Occupation):
- «нравится ли вам ваша сфера работы?»;
- «давно уже работаете на этой позиции?»;
- «чем занимаетесь на работе, не секрет?».
Отдых или времяпровождение, досуг, хобби, увлечения (Recreation):
- «чем увлекаетесь? Как свободное время проводите?»;
- «что могли бы порекомендовать из книг/музыки/кино/сериалов/подкастов?»;
- «за какую команду болеете?».
Мечты и стремления (Dreams):
- «где нравится бывать в отпуске?»;
- «куда собираетесь в следующий раз во время отпуска поехать?»;
- «какое хобби или занятие планировали попробовать, интересно».
Когда можно применять метод FORD на практике?
Использовать данный метод стоит при начале беседы в «неформальных» условиях, когда нужно установить контакт с оппонентом. Оптимально применять метод в случае ожидания перед началом какого-то мероприятия, когда люди находятся в ожидании и занимаются своими делами: к примеру, перед началом общего собрания или совещания с коллегами из смежных отделов или подразделений компании, которые фактически друг с другом не знакомы. В такой ситуации начавшееся общение поможет найти новых знакомых или важную для профессиональной деятельности информацию.
Второй вероятный сценарий — встреча с дальним знакомым по дороге, например, в магазин — поболтать на какие-то темы можно, чтобы сделать путь приятнее.
Когда лучше избегать использования метода?
Метод предполагает, что собеседник задаёт различные вопросы, другой же, выслушивая их внимательно, отвечает и задаёт свои — именно так и происходит общение в непринуждённой и приятной атмосфере. Конечно же, метод не подойдёт, если времени на нормальный диалог недостаточно, к примеру, собеседники находятся на остановке общественного транспорта в ожидании ближайшей маршрутки. Естественно, что нормальной и длительной беседы в таких условиях не выйдет. Да и в шуме кафе или ресторана под живую музыку поговорить вряд ли нормально выйдет.
Не робейте! Пользуйтесь универсальным методом ФОРДА для завязывания диалога и заводите новых, возможно близких по духу, знакомых!