Прежде чем приступать к организации своего дела, составьте детализированный бизнес-план. О правильном составлении этого документа расскажем ниже.
Введение в проект
Этот пункт дает описание продукта и ниши, в которой он будет реализован. Также здесь оцениваются рыночные условия, плюсы и минусы конкурентов, структура организации и финансовые вложения. Кроме того, просчитывается рентабельность и показатели по объему и качеству работы.
В водной части набрасывается описание проекта в общих чертах. Обычно резюме прописывается с самого начала построения бизнес-плана, однако составляется оно в последнюю очередь, когда уже есть описание всех разделов.
Маркетинговая кампания
В этом разделе составляется детальная стратегия продвижения проекта, которая включает:
- Обозначение целевой аудитории;
- Варианты и цену привлечения клиентов;
- Анализ рынка и конкуренции;
- Распознавание мест сбыта;
- Этапы и сроки освоения рынка.
Важно прописать приблизительный план продаж – это даст представление о возможных объемах выручки и доходах.
Производство товаров и услуг
В этом пункте описывается, как организовать производственную инфраструктуру, ресурсы, площади, оборудование. Тут должны быть расписаны процессы производства и контроль качества. Помимо этого, здесь предоставляется расчет инвестирования и амортизации. План производства товаров и услуг отображает динамику увеличения производства и то, каким образом выстраивается логистика.
Организация рабочего процесса
В этом разделе описывается структура организации предприятия. Здесь прописывается инструкция в шагах для всех работников, в которой указываются задачи и сроки их реализации, распределяются компетенции и личная ответственность. Выстраиваются методы контроля и расписываются предполагаемые результаты.
Информация о продукте
Это необходимо для наиболее четкого понимания выпускаемой продукции или услуг, и примерного представления облика ваших потенциальных клиентов, создания картины ЦА. Предварительно важно провести анализ рынка для наиболее точного понимания, в чем будет заключаться уникальность вашего товара или услуги – это будет выгодно выделять вас из числа конкурентов.
И здесь стоит точно обозначить: что будет выделять вас из общей массы и почему клиент должен выбрать именно вас? Очевидным является и то, что быть успешным в бизнесе – это быть конкурентоспособным.
Эта часть бизнес плана должна оформиться в уникальное торговое предложение (УТП), которое коренным образом отличается от схожих с вашим бизнесом. Именно по этому признаку клиенты будут отличать вас от остальных и отдавать вам преимущество в выборе.
План финансирования
Раздел в бизнес-плане должен содержать смету с расчётом себестоимости товара или услуги, где также будет учитываться прибыль и убытки. Здесь нужно будет спланировать бюджет предприятия с учетом всех нюансов. При финансовом планировании оцениваются затраты, которые будут оплачиваться одновременно (помещение, оборудование) и ежемесячно (заработная и арендная плата, сырье, коммунальные взносы). В плане также прописывается ориентировочный срок инвестирования, точки безубыточности и окупаемость. Данные для этого плана берут из модели финансирования проекта, о которой есть информация в начале этой статьи.
Варианты развития прогнозов и риски
Уметь прогнозировать результаты – немаловажная деталь. Основываясь на предыдущих пунктах и финансовых показателях, бизнесу дается оценка. Также прогнозируют потоки денежных средств и риски. Разноплановое видение готового проекта в реальности укажет на имеющиеся недочеты. Также важно прописать возможные риски по всем пунктам.
Ошибки при составлении БП
Готовя документ, учитывайте следующие возможные ошибки:
- Небрежное оформление. По оформлению судят о человеке, составившем бизнес-план. Желательно, чтобы всё в нем выглядело красиво и профессионально.
- Много специфичной терминологии. Если в бизнес-плане вы используете профессиональные слова, без которых невозможно обойтись, то пропишите в документе их расшифровку.
- Информационная загруженность. Описания не должны быть слишком громоздкими, чтобы могли легко восприниматься читателем.
- Водность бизнес-плана. «Водой» называют информацию, не несущую смысловой нагрузки. Человек, ценящий свое время, не станет тратить его на чтение такого документа.
- Достоверность источников информации. Всегда пользуйтесь подтвержденными данными по рынку. И, когда делаете свои прогнозы, старайтесь их обосновывать.
- Финансовая грамотность. Свои расчеты всегда следует перепроверять, а лучше проконсультируйтесь по этим вопросам со знакомым финансистом.
Какой бы масштаб не имел проект, который вы собираетесь претворять в жизнь, у вас обязательно должен быть бизнес-план. Это обязательно позволит вашим идеям реализоваться и упредит всевозможные риски. Желаем Вам удачного планирования и реализации!