По статистике 90% стартапов и бизнес-проектов заканчиваются провалом. Почему бизнес становится убыточным – будем анализировать в этой статье с применением популярной маркетинговой теории 4P+1. Если у вас есть своё дело, эта информация позволит взглянуть на него с другого ракурса и, возможно, обнаружить причину отсутствия прибыли.
Product – продукт.
У многих бизнесменов не совсем полное понятие о «продукте», которое также должно включать: ассортимент, качество, дизайн. Самое главное – на вашу продукцию или услуги должен быть хороший спрос. Поэтому во многих крупных компаниях предусмотрена отдельная должность – «продакт менеджер», который и определяет спрос на ту или иную услугу, создает в ней ассортиментную линейку и находит потенциальных клиентов, особенно при запуске нового продукта. В малом бизнесе этими вопросами занимается учредитель.
Price – цена.
Не надо бояться озвучивать цену товара или услуги, ведь неизвестность пугает. И для этого совсем необязательно заказывать дорогую полиграфию. На первых этапах можно вполне обойтись обычной бумагой, на которой вы напечатаете свой прайс, либо маркерной доской с указанием стоимости услуг, если у вас, например, парикмахерская или общепит.
Promotion – продвижение.
Если вы занимаетесь продажей товаров или услуг, то для продвижения вам подойдёт реклама в интернете. А если ваш бизнес привязан к какому-либо месторасположению, то хорошие показатели будут: от запуска акций в конкретных районах, раздачи листовок, скидок для постоянных клиентов и рекламы на зданиях (световой, баннерной или же прайс на услуги или продукцию, вывешенный в оконном проёме).
Place – место.
Чей-то бизнес привязан к конкретному месту, а чей-то нет. Допустим, если у вас онлайн-школа или реклама в интернете, вы не будете зависеть от конкретной локации. Поэтому вы можете быть более гибкими в том, чтобы маневрировать и управлять делами удаленно.
Расположение важно для следующих видов бизнеса:
- Гостиницы и хостелы;
- Кафе;
- Магазины;
- Фитнес;
- Салоны красоты.
People – люди.
Здесь говорится именно о ключевых людях в вашем деле. Вы можете быть владельцем уютного кафе, но, если бармен не умеет варить вкусный кофе и повар не радует кулинарными шедеврами – ваш бизнес не станет успешным. То же самое можно сказать о грубом и невнимательном поведении официантов.
Многое зависит от потенциала руководителя. Если у него недостаток энергии, отсутствует вдохновение и трудности в личной жизни – это отразится на состоянии его работников и бизнеса в целом.
Чтобы выявить причину проблем с бизнесом, а в частности, почему он не приносит прибыли, необходимо внимательно проанализировать все пять пунктов и понять, какая из «P» в загоне. Для более объективного анализа позовите на помощь своего партнёра, друга или специалиста.